
Правила применения ККТ планируют перенести в Налоговый кодекс. Проект разработал Минфин и поправки должны вступить в силу с 1 января 2021 года.
В Налоговый кодекс добавят новый раздел «Оперативный контроль». В разделе пропишут правила применения ККТ, перечень контрольных мероприятий и ограничительных мер, а также ответственность за нарушения в сфере ККТ. Часть правил перенесут из Закона 54-ФЗ, но появятся новые положения и штрафы. Подробно об изменениях мы расскажем, когда законопроект примут. Сейчас остановимся на основных изменениях, которые планируют внести.
Новые штрафы за нарушения
Штрафы за расчет без фиксации пропишут в НК. Появятся также новые штрафы за фиксацию мнимых и притворных расчетов и неуказание наименования маркированного товара. Размеры действующих штрафов скорректируют. Что изменится в штрафах за ККТ с 2021 года, смотрите в таблице ниже.
Новые штрафы за ККТ с 2021 года
Нарушение |
Санкции | |
Действующие нормы |
Проект | |
Фиксация мнимых и притворных расчетов |
Штраф не предусмотрен |
Штраф: ИП – 50 процентов от суммы расчета, но не менее 10 000 руб.; организации – в размере, равном сумме расчета, но не менее 30 000 руб. |
Отсутствие в фискальном документе наименования маркированного товара или указание такого наименования в искаженном виде |
Штраф не предусмотрен |
Штраф: ИП – 50 000 руб.; организации – 100 000 руб. |
Расчет без фиксации |
Штраф: ИП – в размере от 25 до 50 процентов суммы расчета без ККТ, минимум 10 000 руб.; организации – от 75 до 100 процентов суммы расчета без ККТ, минимум 30 000 руб. |
Штраф: ИП – в размере 50 процентов от суммы расчета, но не менее 10 000 руб.; организации – в размере, равном сумме расчета, но не менее 30 000 руб. |
Ненаправление покупателю кассового чека |
Предупреждение или штраф: ИП – 2000 руб.; организации – 10 000 руб. |
Предупреждение или штраф: ИП – 2000 руб.; организации – 10 000 руб. |
Фиксация расчетов с нарушением требований |
Предупреждение или штраф: ИП – от 1500 до 3000 руб.; организации – от 5000 до 10 000 руб. |
Штраф: ИП – 3000 руб.; организации – 10 000 руб. |
Непредставление документов по запросам налоговых органов |
Предупреждение или штраф: ИП – от 1500 до 3000 руб.; организации – от 5000 до 10 000 руб. |
Штраф: ИП – 3000 руб.; организации – 10 000 руб. |
Ограничительные меры за нарушения
В проекте прописали какие ограничительные меры и при каких условиях вправе вводить налоговые инспекторы, если выявят невыполнение организацией и ИП обязанности по фиксации расчетов. В числе обеспечительных мер:
приостановление операций по счетам в банке;
ограничение доступа к сайту, социальным сетям, блогам в сети интернет, страницы абонента сервиса обмена мгновенными сообщениями – в отношении организаций и ИП, которые продают товары, работы, услуги в сети интернет;
приостановление торговли через стационарные торговые объекты.
Расчетный чек и фиксация расчетов
Вместо понятия «применение контрольно-кассовой техники» проект вводит новое понятие – «фиксация расчетов». Организации и ИП будут фиксировать расчеты с помощью кассовых или расчетных чеков. Расчетный чек – первичный учетный документ, сформированный в электронной форме через информационный ресурс на сайте ФНС. В законе 54-ФЗ понятие «расчетный чек» отсутствует.
Мнимые и притворные расчеты
Проектом вводят два новых понятия – «мнимые» и «притворные» расчеты. Сейчас таких понятий в Законе 54-ФЗ нет.
Мнимый расчет – это несуществующий расчет, по которому была фиксация лишь для вида. Под притворным расчетом понимают расчет, в отношении которого была фиксация вместо фиксации другого расчета с целью прикрыть его. Прописали, что организации и ИП не вправе проводить такие расчеты, а также установили штрафы за фиксацию мнимых и притворных расчетов.
Новый вид налогового контроля
Поправки вводят новый вид налоговых проверок – оперативные проверки. В рамках оперативной проверки будут контролировать фиксацию расчетов и полноту учета выручки. Прописали перечень мероприятий, которые инспекторы вправе проводить в рамках оперативной проверки: контрольные закупки, наблюдение и т. д. По результатам проверки будут составлять акт и выносить решение.
Источник: проект Федерального закона.